Событие 16 января 1547

16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации. Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. 16 января 1547 года он в стенах Успенского собора возложил на Ивана Васильевича крест Животворящего Древа, шапку Мономаха и бармы. 16 января 1547 года он был торжественно венчан и стал первым царем на Руси, чем окончательно подорвал влияние, ещё сохранявшееся у бояр. В то время огромной властью и влиянием обладали бояре Глинские, которых ненавидело большинство москвичей. Коронацию первого русского царя (венчание на царство) устроили в Успенском соборе 16 января 1547 г. по византийскому «чину» – обряду, принятому в императорском Константинополе. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини Елены — Глинские. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси.

Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)

И Великого Князя воеводы ходили до Свияжского устья и казанские места многие воевали и привели к Москве сто человек черемисы», — отмечает Летопись [11]. Сам Царь в том походе не участвовал из-за состоявшейся свадьбы с Анастасией Романовной, но внимательно следил за ходом экспедиции. Святая Пасха. Московские пожары 12 апреля. Начало пожаров в Москве. Погорели Китай-город и Торг так в те времена называлось пространство, где в 1613 году была обустроена Красная площадь.

Как пишет Летопись: «Во вторник Святыя недели, во 9 чяс дни, загореся в Торгу лавка в Москотилном ряду: и погореша лавки во всех рядех града Москвы со многими товары от Николскаго хрестьца и до речной стены городной; и гостиные дворы Великаго Князя и дворы людския и животы многие погореша, от Ильиньские улицы и до городные стены, от площадки и до речныи стены городной, церкви и монастырь Богоявленьской и Ильинской» [13]. Пожар за Яузой. И бысть буря велика, и потече огнь якоже молния, и пожяр силен» [15]. Огонь появился на Арбате, а затем из-за сильного ветра быстро перекинулся в другие районы города, в том числе и на Кремль. Загорелась крыша Успенского собора, Царские палаты, Благовещенский собор, Оружейная палата, сгорела великокняжеская казна.

В огне пожара чуть не погиб Митрополит Макарий, находившийся в Успенском соборе. Рискуя жизнью, Святитель вынес из собора икону Владимирской Божией Матери. Два человека из его сопровождающих сгорели на площади перед собором, но сам Митрополит Макарий сумел выбраться: его по веревкам спустили из Кремля к Москва-реке, но веревки оборвались, и Митрополит сильно расшибся, «еле жива» его вывезли в подмосковный митрополичий Новинский монастырь [16]. Известный русский историк И. Фроянов в своем фундаментальном труде, посвященном Царствованию Царя Иоанна Васильевича, особо отмечает: «Несомненно, мы наблюдаем здесь деятельность какой-то организации.

И эта деятельность, на наш взгляд, имела антигосударственный характер, будучи направлена против Царской Власти, Православной Веры и, следовательно, Церкви. Против Царской Власти потому, что побуждала народ к волнениям и беспорядкам, порождающим нестабильность в обществе. Против Православной Веры и Церкви потому, что возрождала языческие нравы и обычаи, подрывающие основы христианства. Вряд ли. Тут видна некая схематичность действий.

Среди заказчиков находились, безусловно, и ярые враги Православного Царства, противники Русского Самодержавия. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своих трудах пишет: «Пожар и последовавший за ним народный мятеж потрясли юного Иоанна. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи Царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины» [18]. Чернь указала на Глинских.

За обедней во время пения Херувимской песни в Успенском соборе, толпа мятежных людей вывела из собора князя Юрия Глинского и в ярости его растерзала. В Царский дворец на Воробьевых горах явилась подстрекаемая бунтовщиками толпа с целью поиска бабки Царя Анны Глинской, якобы виновной в поджогах, но выступить против Царя напрямую бунтовщики не решились и были по повелению Царя удалены из дворца и впоследствии строго наказаны [21]. Бунты после пожаров были попыткой врагов Русского Царства ограничить власть Царя и вновь установить боярское правление, бывшее при малолетнем Великом Князе Иоанне Васильевиче. Казанский поход 20 ноября начался первый Казанский поход Царя Иоанна Васильевича из-за нарушения мирных договоров казанцами. Как свидетельствует Царственная книга: «Тоя же осени умыслил Царь и Великий Князь Иван Василиевич всеа Русии с Митрополитом и з братьею и з боляры идти на своего недруга на казаньского царя Сафа-Кирея и на клятвопреступьников казанцов за их клятвопреступление» [22].

В ноябре из Москвы во Владимир направили войска во главе с воеводой Дмитрием Бельским, а 11 декабря туда же торжественно выступил из Москвы в поход Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич. Войску предстояло направиться к Нижнему Новгороду, а затем на Казань.

Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV.

Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до.

И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя.

Лжедмитрий обещал в случае успешного восшествия на российский престол обратить Москву в католичество.

Папская курия приняла решение оказать царевичу помощь. В начале 1604 года в Кракове Лжедмитрий был представлен нунцием королю, а 17апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал Лжедмитрия и обещал ему 40 тысяч злотых ежегодного содержания.

Официально Сигизмунд помогать не стал, лишь дозволив желающим оказывать поддержку царевичу. За это Лжедмитрий обещал ввести в Московском государстве католицизм и отдать во владение Польше Смоленск и Северскую землю. Вернувшись в Самбор, Лжедмитрий предложил руку Марине Мнишек.

Она приняла предложение, но взяла с жениха расписку, что он никогда не будет стеснять её в делах веры и уступит ей полное владение Великий Новгород и Псков. Мнишек дал будущему зятю небольшое войско, к которому присоединились две тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15августа 1604 года двинулся в поход.

Без труда он занял российские города: Моравск, Чернигов, Путивль и другие. Они сдались без боя. Многие воины неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.

Поведение боярства усиливало начинавшуюся смуту: некоторые воеводы, выступая из Москвы, прямо говорили, что трудно бороться против прирождённого государя. Лжедмитрия многие покинули поляки из-за невыплаты им жалованья, но зато к нему примкнуло 12тысяч казаков. Внезапно 13апреля умер Борис Годунов.

Провозглашённый перед этим российским государем сын Годунова Фёдор Борисович был убит вместе со своей матерью посланными пособниками Лжедмитрия. Уцелевшую сестру Фёдора Ксению Лжедмитрий сделал своей любовницей, а потом отправил в монастырь. Люди вокруг плакали, умиляясь новому государю.

Он обошёл, все соборы и особо поклонился гробу Ивана Грозного, так искренне проливая слёзы, что уже никто не сомневался в том, что он настоящий царевич. Люди ждали встречи Лжедмитрия с его матерью Марией. Когда же народ увидел их искренние слёзы радости от долгожданной встречи, ликованию не было конца.

Но спустя несколько дней открылись новоявленному царю замыслы бояр против него. Князь Шуйский был уличён в распускании слухов о самозванце нового царя, суд Собора приговорил его к смертной казни. Лжедмитрий заменил казнь ссылкой Шуйского в Галицкие пригороды, а затем вернув его с дороги, простил совершенно.

Шуйскому были возвращены имения и боярство. Место патриарха Иова занял рязанский архиепископ, грек Игнатий, который 21июля венчал Лжедмитрия на царство. Современники отзывались о нём, как о человеке, недюжинной энергией, одарённом выдающимися способностями.

Он был реформатор, полон замыслов и идей. Его государственная деятельность была весьма необычной и не всегда понятной россиянам. Дмитрий переустроил думу, введя в неё высшее духовенство; завёл новые чины на польский манер; мечника, дворцовый чин, в судебной системе подчашия, придворная должность , подскарбия; наивысшее лицо, отвечает за казну государства удвоил жалованье служилым людям; старался облегчить положение холопов и крестьян, запрещая требовать обратно крестьян, бежавших от господина в голодный год.

С удивительной лёгкостью он решал сложнейшие государственные вопросы, которые бояре не могли решить самостоятельно. Два раза в неделю у подданных была возможность подать царю челобитную и побеседовать с ним. Лжедмитрий собирался открыть своим подданным свободный доступ в Западную Европу для образования, а также приближал к себе иноземных специалистов и учёных.

Папа, иезуиты, Сигизмунд, желавшие считать его покорным орудием в руках, сильно ошибались. Лжедмитрий чувствовал себя независимо и вполне самостоятельно. Он отказался вводить католицизм и даже добился Того, чтобы Марина, приехав в Россию, исполняла обряды православия, дабы не раздражать народ.

Жизнь Самозванца окончилась трагически в результате заговора бояр во главе с Шуйским, который сам давно метил на российский престол. Удобным поводом для осуществления задуманного послужила свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Ещё 10ноября 1605года в Кракове состоялось их обручение, а 8 мая1606года в Москве был освящён их брак.

Заговорщики воспользовались раздражением москвичей против поляков, приехавших в столицу с Мариной и безобразничавших в дни свадебных торжеств. В ночь с16 на 17мая по всей Москве зазвучал тревожный набат. Люди объявили, что ляхи бьют царя, и направили толпу громить поляков.

Сами же бояре ворвались в Кремль, но сразу захватить Самозванца им не удалось. Лжедмитрий сначала пытался защищаться, а затем выпрыгнул в окно во внутренний двор дворца. Упал он неудачно: вывихнул ногу и сильно ударился головой.

Но Лжедмитрию всё же удалось бежать в Стрелецкую слободу.

Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г.

Преставился в 1263 г. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. Преставился в 1129 г.

Преставились в 1228 г. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов в том числе православных сайтов вам дадут результат «26 февраля 1547 года».

То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет. Однако даже на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры о Соборе 1547 года также указывается «26 февраля». А вот это более чем странно, так как с 17 февраля по 5 марта Царь Иоанн Васильевич со своей супругой Царицей Анастасией Романовной и братом своим князем Юрием Васильевичем был в пешем паломничестве в Троице-Сергиевом монастыре. Это что означает, будто бы сам Царь Иоанн Васильевич 26 февраля не мог присутствовать на таком важном Соборе?! Дата Собора 1—2 февраля 1547 года указывается в Летописи того времени, а паломничество с 17 февраля по 5 марта Царя Иоанна Васильевича подтверждается летописной Царственной книгой и записями Троице-Сергиева монастыря. Единственный среди широкодоступных сайтов, который указывает дату Собора 1547 года верно — именно на 1—2 февраля — либеральный сайт «Правмир». Необходимо также отметить, что еще в 2002 году, то есть 20 лет назад, было издано фундаментальное исследование Архимандрита Макария Веретенникова о Митрополите Московском и всея Руси Макарии, где дата Собора 1547 года детально разбирается и говорится, что «Е.

1547 год в судьбах России: события и документы

все это представляло собой большой, красочный праздник. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1561 году константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». Вступив в Успенский собор Московского Кремля, государь приложился к иконам. В январе нашей истории известны множество значимых событий. Так, 16 января 1547 года, Иван IV Васильевич, известный как Иван Грозный, был венчан на царство, став первым царем Московским и Всея Руси. Иван IV (Грозный), формально правивший с трехлетнего возраста, стал полноправным правителем в 1545 году, достигнув 15 лет. А 16 января 1547 года он был торжественно венчан на царство. Иван IV (Грозный), формально правивший с трехлетнего возраста, стал полноправным правителем в 1545 году, достигнув 15 лет. А 16 января 1547 года он был торжественно венчан на царство.

Блог о Истинной Вере

  • 16 ЯНВАРЯ г. ВЕНЧАЛИ НА ЦАРСТВО ПЕРВОГО ПРАВИТЕЛЯ ВСЕЯ РУСИ - [HOST]
  • Регентство Елены Глинской (1533-1538)
  • Ранние годы
  • Новости и события Российского исторического общества

НОВОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИЯ.РФ

  • Чем примечательна дата 16 января? — Реальное время
  • Инфаград - 16 января. День в истории - 16 января г - венчание Ивана Грозного на царство
  • Чем примечательна дата 16 января? — Реальное время
  • ИОАНН ГРОЗНЫЙ
  • Интересно:

Венчание на царство Ивана 4

Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван IV (Грозный), формально правивший с трехлетнего возраста, стал полноправным правителем в 1545 году, достигнув 15 лет. А 16 января 1547 года он был торжественно венчан на царство. 1) Утро 16 января 1547 года. Москвитяне валом валили на Красную площадь. На санях ехали к площади бояре, торжественными, стройными рядами шло войско. 16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации. 16 января 1547 года 16-летний Иван IV Грозный венчался на царство, став первым царем в истории российского государства. Торжественная церемония проходила в Успенском соборе Кремля. По инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария 16 января 1547 г. состоялось венчание Ивана IV на царство, что создавало отношения преемственности между властью русского царя и властью византийских императоров.

Венчан на царство Русью Иван IV Грозный

Сам «чин венчания» регламентировал церемонию поставления, провозглашения и передачи символов царской власти Ивану IV, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года. 16 января 1547 года прошла коронация. Царский титул позволил воплотить идею единовластия. 16 января. КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ. Правление этого олигархического боярского правительства привело к тому, что к 1547 году в столице назрел социально-политический кризис, позднее вылившийся в Московское восстание средних и низших слоёв городского населения.

Начало царствования и время реформ

  • Единое государство
  • Первый период правления Ивана IV ( – гг. )
  • Страны Европы времен Ивана Грозного
  • Страны Европы времен Ивана Грозного
  • Внутренняя политика в эпоху Ивана IV Грозного • СПАДИЛО
  • 16 января 1547 года состоялось венчание на царство Ивана Грозного

Новости и события Российского исторического общества

3. 1547 г. января 16. – Чин венчания на царство Ивана IV Васильевича, составленный московским митрополитом Макарием. РГАДА. 25 января 1547 года Иван Грозный впервые в русской истории венчался на государственный престол, заменив при этом привычный великокняжеский титул царским. Андрей Бугаков 16.01.202316.01.2023. В этот день,на престол Всея Руси был венчан первый русский царь, которым стал Иван IV Васильевич, в постриге именуемый Иоанн, а позднее названный Грозным, что ещё более централизовало форму государственного управления. 16 января 1547 года прошла коронация. Царский титул позволил воплотить идею единовластия.

ИОАНН ГРОЗНЫЙ

Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. И спустиша Митрополита по у? А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня.

В наше время эта обитель не существует, но топонимика Москвы сохраняет название того места: Новинский бульвар. Мы едва ли узнаем, почему не смогли воспользоваться Водяными воротами, чтобы выпустить Митрополита из горевшего Кремля, зато известно, что верёвка оборвалась на расстоянии около шести метров от земли… Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней.

В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами.

А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан. Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст.

В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан. И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы. И сию общую память по всех православных христьианех велел и в прочая лета поминати до скончания мира, на честь Богу и на славу и на похвалу своему царству.

И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги. ПСРЛ Полное собрание русских летописей. Из истории утверждения царского титула Ивана IV.

Соборная грамота 1560 г. Архимандрит Макарий. Борисенков Е.

Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. Московскоее восстание ста-ло куль-ми-на-ци-ей со-ци-аль-но-по-ли-тического кри-зи-са в Рос-сии конце 1530-х - середины 1540-х годов см. Этот кри-зис не был пре-одо-лён и по-сле вен-ча-ния на цар-ст-во Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Грозного 16.

За-суш-ли-вая вес-на ста-ла при-чи-ной час-тых по-жа-ров в сто-ли-це в апреле - ию-не 1547 года. Вы-зван-ные ими бед-ст-вия, на-си-лия и не-пра-во-мер-ные дей-ст-вия Глин-ских, их ок-ру-же-ния и слуг по-слу-жи-ли пря-мым по-во-дом к Московскому восстанию. Боль-шой по-жар 12 апреля унич-то-жил поч-ти всю де-ревянную за-строй-ку в Ки-тай-го-ро-де церк-ви, государственные и ча-ст-ные строе-ния , бы-ли силь-но по-вре-ж-де-ны на-бе-реж-ные ка-мен-ные кре-по-ст-ные сте-ны и баш-ни.

Че-рез 8 дней сго-ре-ли 2 боль-шие ре-мес-лен-ные сло-бо-ды в Зая-у-зье. Уже в ап-ре-ле со-стоя-лись каз-ни лиц, яко-бы при-знав-ших-ся под пыт-ка-ми в под-жо-гах. В отдельных квар-та-лах го-ро-да по-жа-ры вспы-хи-ва-ли и позд-нее.

По дан-ным со-вре-мен-ни-ков, по-гиб-ли от 1,7 до 3,7 тысяч жи-те-лей сто-ли-цы, сго-ре-ло 250 церк-вей и до 25 тысяч дво-ров, в Крем-ле вы-го-ре-ли зда-ния цар-ской каз-ны, центральных ве-домств, силь-но по-стра-да-ли Бла-го-ве-щен-ский со-бор, ук-ре-п-ле-ния Крем-ля и Ки-тай-го-ро-да. Царь с семь-ёй и Го-су-да-ре-вым дво-ром на-хо-дил-ся в это вре-мя в сво-ей ближ-ней под-мос-ков-ной ре-зи-ден-ции - селе Во-робь-ё-во, митрополит Ма-ка-рия с тру-дом уда-лось вы-вес-ти из Ус-пен-ско-го со-бо-ра в Крем-ле и от-вез-ти в при-го-род-ный Но-вин-ский монастырь при спус-ке че-рез тай-ный ход ми-тро-по-лит по-лу-чил трав-мы. Несколько дней в сто-ли-це не бы-ло ни свет-ско-го пра-ви-те-ля, ни гла-вы Церк-ви, ни ре-аль-ных вла-стей.

Мас-шта-бы все-об-ще-го бед-ст-вия, ог-ром-ные раз-ме-ры ма-те-ри-аль-но-го ущер-ба, не-эф-фек-тив-ность дей-ст-вий вла-стей в ча-сы по-жа-ра и в пер-вые дни по-сле не-го воз-мож-но, Глин-ские вновь пы-та-лись све-сти де-ло к не-мед-лен-ным каз-ням оче-ред-ных «при-знав-ших-ся за-жи-галь-ни-ков» вы-зва-ли вол-не-ния в го-ро-де. Сре-ди го-ро-жан рас-про-стра-ня-лись слу-хи о кол-дов-ских дей-ст-ви-ях княгини А. Глин-ской ба-буш-ки ца-ря по ма-те-ри , якобы вы-звав-ших по-жа-ры, о под-жо-гах го-род-ских до-мов слу-га-ми её сы-но-вей.

Курб-ско-му «злом» от Глин-ских, ви-ди-мо, вы-ну-ди-ло по-ки-нуть Мо-ск-ву боя-ри-на князя М. Глин-ско-го он воз-вра-тил-ся на на-ме-ст-ни-че-ст-во в Ржев и его мать. Главные со-бы-тия Московского восстания со-стоя-лись в вос-кре-се-нье 26 ию-ня и в сре-ду 29 ию-ня.

На ве-че-вом со-б-ра-нии го-ро-жан Глин-ские, пуб-лич-но об-ви-нён-ные в кол-дов-ст-ве, под-жо-гах и на-си-ли-ях, бы-ли при-зна-ны ви-нов-ны-ми. По мне-нию об-ви-ни-те-лей, пре-сту-п-ле-ния Глин-ских бы-ли осо-бен-но тяж-ки-ми, так как объ-яс-ня-лись их пря-мой из-ме-ной: они по-жа-ром «но-ро-ви-ли при-хо-ду ино-пле-мен-ных» - войск крым-ско-го ха-на Са-гиб-Ги-рея I. За-тем тол-па мо-ск-ви-чей ви-ди-мо, воо-ру-жён-ных от-пра-ви-лась в Кремль.

Там на Со-бор-ной площади со-стоя-лись их пе-ре-го-во-ры с боя-ра-ми: об-ви-не-ния в ад-рес Глин-ских не вы-зва-ли серь-ёз-ных воз-ра-же-ний дум-цев. Князь Ю. Глин-ский без-ус-пеш-но пы-тал-ся ук-рыть-ся в Ус-пен-ском со-бо-ре: по наи-бо-лее ве-ро-ят-ной вер-сии, во-рвав-шая-ся тол-па силь-но из-би-ла его во вре-мя бо-го-слу-же-ния; за-тем его при-та-щи-ли на ве-рёв-ке на тра-диц.

По-доб-ные ве-че-вые ре-ше-ния в со-от-вет-ст-вии с нор-ма-ми обыч-но-го пра-ва при-ве-ли к каз-ни лиц из ок-ру-же-ния Глин-ских, «по-то-ку и раз-граб-ле-нию» иму-ще-ст-ва са-мих Глин-ских, а так-же их дво-рян и слуг. Рас-пра-вы на-ча-лись вслед за каз-нью Ю. Глин-ско-го и про-дол-жа-лись, ско-рее все-го, на сле-дую-щий день.

То-гда же бы-ли уби-ты и дво-ря-не из по-гра-нич-ных уез-дов вер-ховь-ев Оки ве-ро-ят-но, они дос-та-ви-ли в Мо-ск-ву ин-фор-ма-цию о при-бли-же-нии войск крым-ско-го ха-на к южным гра-ни-цам Русского государства , не-зна-ко-мые мо-ск-ви-чам и при-ня-тые ими за лю-дей Глин-ских. Но-вый сбор воо-руженных мо-ск-ви-чей со-сто-ял-ся по при-зы-ву го-род-ско-го па-ла-ча ут-ром 29 ию-ня. Сре-ди вос-став-ших рас-про-стра-нил-ся слух о том, что ба-буш-ка ца-ря и боя-рин М.

Глин-ский ук-ры-ва-ют-ся в цар-ской ре-зи-ден-ции в Во-робь-ё-ве. Не-кие не на-зван-ные в ис-точ-ни-ках ли-ца «по-ве-ле-ша кли-ка-ти», а за-тем мно-го-численная тол-па от-пра-ви-лась в Во-робь-ё-во, «яко же к бое-ви обы-чай имя-ху». Не-ожи-дан-ное по-яв-ле-ние боль-шо-го чис-ла воо-руженных лю-дей по-тряс-ло 17-лет-не-го ца-ря; впо-след-ст-вии он вспо-ми-нал о со-бы-тии: «И от се-го бо вни-де страх в ду-шу мою и тре-пет в кос-ти моя».

С боль-шим тру-дом на лич-ных пе-ре-го-во-рах ца-рю уда-лось убе-дить го-ро-жан в от-сут-ст-вии род-ст-вен-ни-ков в его по-ко-ях. Хо-тя дей-ст-вия мо-ск-ви-чей под-па-да-ли под нор-мы о наи-бо-лее тяж-ких пре-сту-п-ле-ни-ях, царь, не имея ре-аль-ных во-енных сил, не ри-ск-нул при-бег-нуть к мас-со-вым опа-лам и каз-ням позд-нее бы-ли вы-яв-ле-ны и на-ка-за-ны толь-ко ли-ца, при-звав-шие к сбо-ру в по-ход. Пря-мым след-ст-ви-ем восстания ста-ло от-стра-не-ние от вла-сти «пар-тии» Глин-ских, усу-губ-лён-ное опа-лой на князя М.

Глин-ско-го из-за его не-удав-шей-ся по-пыт-ки по-бе-га в Великое княжество Ли-тов-ское. Пе-ре-жи-тые по-тря-се-ния сбли-зи-ли ца-ря с Силь-вест-ром, ко-то-рый с это-го вре-ме-ни вхо-дил в бли-жай-шее ок-ру-же-ние Ива-на IV. Важ-ны-ми ока-за-лись и бо-лее от-да-лён-ные по-след-ст-вия восстания.

В ря-ду других со-бы-тий 1547-1549 годов оно спо-соб-ст-во-ва-ло на-хо-ж-де-нию ком-про-мис-сов по внутренней и внеш-ней по-ли-ти-ке ме-ж-ду различными «пар-тия-ми» зна-ти, зон кон-со-ли-да-ции ши-ро-ких сло-ёв «бла-го-род-ных» слу-жи-лых со-сло-вий. Дополнительная литература: Шмидт С. Ми-ниа-тю-ры Цар-ст-вен-ной кни-ги как ис-точ-ник по ис-то-рии мо-с-ков-ско-го вос-ста-ния 1547 г.

Ста-нов-ле-ние рос-сий-ско-го са-мо-дер-жав-ст-ва. Рос-сия Ива-на Гроз-но-го. Очер-ки по-ли-ти-че-ской ис-то-рии Рус-ско-го го-су-дар-ст-ва 30-50-х гг.

XVI в. Ре-фор-мы Ива-на Гроз-но-го. В истории Русского государства XVI в.

Начало их - время безраздельного господства княжеско-боярской реакции. Конец же 40-х годов характеризуется активной деятельностью правительства Ивана Грозного по подготовке и проведению крупных реформ, направленных на дальнейшее развитие и укрепление аппарата власти и управления централизованного государства. Таким образом, именно в 40-х годах происходит оттеснение от власти княжат и бояр, ликвидация "боярского правления".

К управлению государством приходят в это время силы и социальные группировки, враждебные княжеско-боярской реакции и стремящиеся к централизации государства. Само собой разумеется, что процесс смены у власти двух группировок происходил в напряжённой и острой политической борьбе. Борьба за власть между двумя группировками внутри господствующего класса - характерная черта политической истории 40-х годов XVI века.

В ходе и исходе этой борьбы ярко выразились основные тенденции исторического развития Русского государства XVI века. Особенностью политической борьбы 40-х годов XVI в. Существенным моментом политической борьбы 40-х годов было стремление её участников опереться на дворянское служилое войско, а также на еще более широкие круги, в частности на население посадов, - на московских "чёрных людей" в первую очередь.

Население городов активно поддерживало политику строительства и укрепления Русского централизованного государства и было настроено резко враждебно к политике княжат и бояр, направленной на реставрацию порядков времён феодальной раздробленности. Такая позиция городского посадского населения нашла своё выражение в выступлениях "чёрного" посадского населения Москвы и других городов против княжеско-боярской реакции во время мятежа Андрея Старицкого 1537 , во время январских событий 1542 г. В канун июньского восстания "венчался на царство" Иван IV 16 января 1547 года.

Принятием царского титула официально провозглашался самодержавный характер, власти молодого государя и лишались почвы притязания княжат и бояр на руководящее участие в делах государства. Эта мера была осуществлена по инициативе митрополита Макария, виднейшего политика, убеждённого сторонника и идеолога самодержавной власти московских государей. Она ставила целью оттеснить от власти княжат и бояр, передать её в руки той политической группировки, которая опиралась на поддержку дворянско-помещичьих кругов и посада и одним из лидеров которой являлся Макарий.

Однако "венчание на царство" Ивана IV, будучи одной из легальных форм ликвидации "боярского правления", всё же не уничтожило это правление окончательно. Оставалась неразгромленной и сохранила своё влияние одна из основных боярских группировок - родственники Ивана IV по матери, князья Глинские. Для оттеснения их от власти понадобились более эффективные средства.

В этих целях и было, по нашему мнению, использовано восстание московских "чёрных людей" в июне 1547 года. В апреле большой пожар уничтожил много лавок и товаров: "погореше лавки во всех рядех града Москвы со многими товары... А у реки у Москвы в стрельници загорешася зелие пушечное и от того разорва стрелницу и размета кирпичие по брегу реки Москвы и в реку" 1.

Во втором апрельском пожаре "погореша Гончары и Кожевники" ремесленные слободы в Москве. Но самый большой "великий пожар" произошёл 21 июня. Он начался на Арбате, охватил весь город и продолжался почти сутки 3.

Сила пожара была такова, что современники рассматривали его как небывалое бедствие. Никоновская летопись, ссылаясь на более ранние летописи, подчёркивает, что "преже убо сих времен, памятные книги времени пишут, таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися" 4. XIII, стр.

Впрочем, в "Сокращённом Новгородском летописце", по списку Н. Никольского, говорится: "а горело 6 часов" ПСРЛ, т. IV, ч.

Пунктуация моя. В цитируемом издании после слова "пишут" стоит двоеточие; это придаёт дальнейшему тексту характер цитаты из "памятных книг времени", что неверно, так как оценка пожара 1547 г. Никоновская летопись посвящает июньскому пожару 1547 г.

Статья даёт яркую картину разрушений города огнём 5. А "Сокращённый Новгородский летописец", по списку Н. Никольского, сохранил и статистику сгоревших дворов в Москве: "згоре же всех дворов числом в граде и в посаде пол третьятцать тысящ то есть 25 тыс.

Что касается числа человеческих жертв, то летописи называют 1700, 2700 и 3700 сгоревших 7. Эти цифры свидетельствуют о катастрофическом характере "великого пожара", настоящего стихийного бедствия. Пожары 1547 г.

Классовые противоречия достигли к тому времени большой остроты. Отдав дань традиционному истолкованию "великого пожара" как проявлению "божьего гнева" "за умножение грехов наших", автор "Летописца" затем наполняет церковную формулу острым политическим содержанием, ярко показывая действия боярства в годы малолетства Ивана Грозного: "Наипаче же в царствующем граде Москве умножившася неправде и по всей Росии, от велмож, насилствующих к всему миру и неправо судящих, но по мзде, и дани тяжкые... В насилиях князей и бояр и крылась основная причина июньского восстания.

Оно явилось выражением стихийного возмущения народных масс боярским произволом. Восстание вспыхнуло на пятый день после пожара, в воскресенье 26 июня 1547 года. В течение пяти дней, отделявших восстание от пожара, с одной стороны, нарастало возбуждение народных масс, с другой стороны, стремление политических кругов, враждебных группировке Глинских, использовать созданную пожаром обстановку для свержения Глинских.

К сожалению, об обстановке в Москве между 21 и 26 июня источники дают очень общие и неопределённые сведения. Показателем роста напряжения в Москве в эти дни может служить факт бегства из Москвы князя Михаила Глинского и его матери - княгини Анны Глинской. Причиной бегства явилось обвинение Глинских московскими "чёрными людьми" в том, что "великий пожар" 21 июня случился в результате колдовства Анны Глинской.

Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Но что имел в виду Иван Грозный, когда говорил о «древнем обряде предков»? Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей.

Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции.

На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было.

Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои.

Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике.

Успенский собор Московского Кремля. XIX век.

Henry Charles Brewer. Общественное достояние дата обращения: 17. Венчание на царство Ивана Грозного.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий